Структура школьной методической службы
МБОУ "СОШ №91"
Методическая служба школы
и задачи методической работы тесно связаны с системой внутришкольного управления, с жизнедеятельностью школы в целом, а значит, и конечным результатом деятельности всего педагогического коллектива школы.
Методическая служба в школе даёт возможность членам педагогического коллектива не только участвовать в реализации уже готовых программ, но и принимать активное участие в их планировании и разработке, в апробации экспериментов и инноваций, постоянно стимулируя развитие творческого потенциала учителя, направленного на формирование и развитие личности учащегося. Поэтому определить цели и задачи методической работы - значит определить результативность, что зависит, прежде всего, от профессионально значимых качеств учителя.
Методическая работа - это деятельность по обучению и развитию кадров; выявлению, обобщению, распространению наиболее ценного опыта учителей; созданию собственных методических разработок для обеспечения образовательного процесса.
Необходимость решения перечисленных задач вытекает из непосредственных потребностей самой школы в обеспечении образовательного процесса программно-методическим материалом, в подготовке педагогических кадров к решению поставленных перед ними задач. Названные функции можно считать основными, если не перечислять ряд важных функций, относящихся к самому учителю. Прежде всего благодаря активному участию в методической работе, учитель сохраняет и закрепляет своё положение в школе; обучение делает учителя более гибким и мобильным, приспособленным к внешним изменениям, конкурентоспособным; обучение на рабочем месте способствует достижению учителем желаемого профессионального статуса и признания в коллективе, большей уверенности в себе, влияет на профессиональную карьеру; методическая работа играет роль стимула в профессиональном развитии педагога, способствует самореализации, решению личных, профессиональных проблем, позволяет достичь большего удовлетворения в труде.
Структура методической службы
В реализации функций методической работы определена следующая структура методической службы школы, которая выглядит таким образом:
- Педагогический Совет
- Методический Совет школы
- Школьные методические объединения учителей-предметников
В структуру методической службы входит педагогический совет, который осуществляет руководство методической и практической деятельностью педагогического коллектива и реализует поставленные задачи. Его целью является совершенствование форм, методов и содержания образования. Педагогический совет организуют директор школы, заместители директора по УВР и ВР, руководители ШМО, опытные учителя школы. Ежегодно проводятся по 4 заседания с различной тематикой.
Методический совет школы является центром работы в школе
Методический совет выполняет координацию методической работы. В состав методического совета входят руководители МО и представители администрации, психологическая служба школы. Заседания методического совета проводятся один раз в четверть.
Методический совет ведет свою работу по следующим направлениям:
- создание условий для роста педагогического и методического мастерства учителей;
- координация работы методических объединений учителей-предметников;
- организация психолого-педагогических семинаров;
- реализация задач методической работы, поставленных на конкретный учебный год;
- анализ качества обученности учащихся, определение пути коррекции;
- определение деятельности педагогического коллектива по повышению квалификации и аттестации педагогических кадров;
- проведение внутришкольных семинаров, педагогических чтений, конкурсов, творческих отчетов;
- утверждение программ спецкурсов, факультативов.
Приоритетные вопросы, решаемые на заседаниях МС:
- изучение образовательных стандартов по предметам;
- новые подходы к методической службе школы;
- организация подготовки к экзаменам.
Основными задачами МС являются следующие:
- Организация систематической профессиональной подготовки педагогических кадров.
- Анализ эффективности работы школы, определение проблем, цели, задач на ближайший период и на перспективу.
- Обобщение передового педагогического опыта учителей.
Содержание методической работы в школе включает в себя следующие направления:
- изучение нормативно-правовых документов органов образования, направленных на совершенствование учебно-воспитательного процесса;
- изучение новых педагогических технологий;
- изучение психолого-педагогических проблем обучения и воспитания, проблем управления образовательным процессом;
- диагностику профессиональных запросов учителей;
- подготовку учителей к аттестации;
- курсовую переподготовку;
- работу в городских и школьных творческих группах;
- подготовку к участию в научно-практических конференциях;
- организацию и проведение теоретических семинаров;
- мониторинг учебных достижений;
- программно-методическое обеспечение образовательного процесса;
- работу по оснащению кабинетов программными, методическими, диагностическими материалами;
- внеклассную работу по предметам;
- организацию исследовательской деятельности учителей и учащихся;
- изучение передового педагогического опыта коллег.
В МС имеются следующие материалы:
- план работы школы на учебный год;
- образовательная программа школы;
- методические материалы, разработанные учителями школы (разработки уроков, внеклассных мероприятий);
- материалы по аттестации учителей;
- материалы по экзаменам и итоговым проверочным работам;
- олимпиады по предметам и материалы школьного интеллектуального марафона;
- учебно-методическая литература в помощь учителю.
Школьное методическое объединение учителей-предметников
Главной структурой, организующей методическую работу учителей-предметников и классных руководителей, является школьное методическое объединение (ШМО). Это коллективный орган школы, способствующий повышению профессиональной мотивации, методической культуры учителей и развитию их творческого потенциала.
В школе работают следующие ШМО:
- МО учителей начальных классов
- МО учителей русского языка и литературы
- МО учителей математики и информатики
- МО учителей естественно-научного цикла
- МО учителей иностранного языка
- МО учителей общественно научного цикла
- МО учителей физической культуры, ОБЖ, технологии и музыки
- МО классных руководителей
Планирование работы ШМО строится на основании задач, вытекающих из оценки школы, методического объединения, из проблемных полей деятельности всех методических подразделений, вытекающих из анализа результативности работы за предыдущий год.
Формы организации и проведения ШМО могут быть следующими:
- лекция;
- теоретический семинар;
- семинар-практикум;
- творческая дискуссия;
- час коллективного творчества;
- ярмарка методических идей;
- методический тренинг;
- встреча за круглым столом.
В ходе работы могут проводиться объединённые заседания ШМО.
Каждое методическое объединение работает над методической темой, тесно связанной с темой школы. На заседаниях рассматриваются следующие вопросы:
- работа с образовательными стандартами и их выполнение;
- изучение нормативных документов;
- вопросы методики преподавания предмета;
- анализ ЗУН учащихся по итогам проведенных срезов и контрольных работ;
- отчеты учителей по самообразованию;
- вопросы преемственности в обучении и воспитании учащихся;
- работа с сильными и слабыми учащимися;
- подготовка учащихся к школьным и городским олимпиадам;
- исследовательская деятельность учителей и учащихся;
- вопросы по теме МО и др.
В рамках работы ШМО предусматриваются домашние задания учителям. Они могут быть такими:
- моделирование урока (целиком или фрагментарно);
- разработка системы уроков по теме или курсу;
- разработка элективного курса, программы исследования по определённой теме;
- подбор литературы по определённой теме, курсу, проблеме;
- составление контрольных материалов, тестов;
- составление и защита опорных схем, памяток, дидактического материала;
- разработка планов работы объединений дополнительного образования, сценариев внеклассных мероприятий по предмету, курсов по выбору;
- посещение уроков, внеклассных мероприятий с последующим анализом;
- представление собственного опыта работы по теме, проблеме;
- работа над темой по самообразованию;
- подготовка докладов по определённой проблеме;
- подготовка презентаций по изученной теме, проблеме;
- защита собственных достижений в рамках собственного исследования.
Самообразование учителей пронизывает все компоненты системы методической работы, обеспечивая более высокий уровень их функционирования, поэтому оно является системообразующим компонентом.